Центрально-Восточная Европа
До Второй мировой войны металлур
гия
была представлена в основном предприятиями черной металлургии в чешских и польских землях, свинцово-цинковыми заводами юга Польши и медеплавильным производством в Сербии (Бор). Но в 1950—1980 гг. в регионе были построены новые крупные заводы черной и цветной металлургии. Годовая выплавка стали достигала к концу 80-х годов 55 млн. т, меди — 750 тыс. т, алюминия — 800 тыс. т, свинца и цинка — по 350—400 тыс. т. Главными производителями чугуна и стали были Чехословакия, Польша и Румыния. В каждой из них были построены большие комбинаты либо на основе отечественного коксующегося угля (Польша, Чехословакия), либо в основном импортного (Румыния), но все — на привозной железной руде. Поэтому они были построены в соответствующих каменноугольных бассейнах (Верхнеси-лезском, Остравско-Карвинском) или на путях завоза извне железосодержащего сырья и коксующегося угля, в частности на берегу Дуная (Галац и Кэлэраши в Румынии, Дунауйварош в Венгрии и Смедерево в Сербии). К 1998 г. выплавка стали сократилась до 35 млн. т.
Заводы цветной металлургии созданы преимущественно на местной сырьевой базе. Большее развитие эта отрасль получила в Польше (медь, цинк), бывшей Югославии (медь, алюминий, свинец и цинк), Болгарии (свинец, цинк, медь), Румынии (алюминий). Хорошие перспективы имеют медеплавильная промышленность Польши (достигнутый уровень свыше 400 тыс. т меди) и алюминиевая промышленность ряда республик бывшей Югославии (300—350 тыс. т); значительные запасы бокситов высокого качества имеются в Боснии и Герцеговине, Хорватии и Черногории. На их базе были построены алюминиевые комбинаты в районе Задара (Хорватия), Мостара (Босния и Герцеговина), Подгорицы (Черногория) и Кидричево (Словения). Но самый большой алюминиевый завод в регионе действует в Слатине (на юге Румынии), работающий на отечественном и импортном сырье. Югославия и Венгрия были поставщиками бокситов и глинозема в другие страны (Польшу, Словакию, Румынию, но больше всего в Россию).
Масштабы и структура металлургии существенно отразились на характере и специализации машиностроения. В частности, в Польше, Чешской Республике, Словакии и Румынии шире представлены его металлоемкие отрасли, а в бывшей Югославии и Болгарии — отрасли, использующие в большом объеме цветные металлы (кабельное производство, электротехника, подъемно-транспортное оборудование).
Главная специализация машиностроения стран ЦВЕ — выпуск средств транспорта и сельскохозяйственных машин, станков и технологического оборудования, электротехнических изделий и приборов. В каждой из стран сложилась специализация, направленная на покрытие основных потребностей самого региона и бывшего СССР. На выпуске морских судов специализировались прежде всего Польша (особенно рыболовецких), Хорватия, локомотивов, пассажирских и грузовых вагонов — Латвия, Чешская Республика, Польша, Румыния, автобусов — Венгрия, микроавтобусов — Латвия, электрокаров и мотокаров — Болгария, экскаваторов — Эстония и т. д.
Специализация была велика и в оборонной промышленности. Еще в составе Австро-Венгерской империи ее главным «арсеналом» была Чехия (особенно известные заводы «Шкода» в г. Пльзень). Размещение вновь созданной оборонной промышленности тяготело к «внутренним» районам стран, особенно к предгорьям и межгорным котловинам Карпат, Динарского нагорья и Стара-Планины.
В целом для размещения машиностроения характерна высокая концентрация предприятий в пределах центра и севера чешских земель, долины Среднего Дуная (включая Будапешт) и его притоков Моравы и Вага. В Польше эта отрасль рассредоточена по крупным городам срединной части страны (главные центры — Варшава, Познань, Вроцлав), а также Верхнесилезской агломерации. Выделяются машиностроительные центры в зоне Бухарест — Плоешти — Брашов (Румыния), а также в столичных городах — Софии, Белграде и Загребе.
Другие статьи по географии
Приэльбрусье
Каждый день по телевизору можно увидеть, что в разных
уголках нашей планеты происходят природные стихии: наводнения, ураганы,
торнадо, землетрясение. Почему они стали чаще и разрушительнее? ...
Агропромышленный комплекс Новосибирской области
Нынешняя стадия реформы в силу различных
обстоятельств (экономических, законодательных, политических) - стадия
стагнации. Тем не менее, спонтанные процессы (акционирование
сельхозпредприяти ...
Социалоно-экономическая характеристика Уральского экономического района
Свой выбор я остановила на Уральском экономическом
районе по следующим причинам:
- Урал издавна поражал исследователей обилием
минералов и главным своим богатством – ...