Особенности и изменение экономико-географического положения РФ
2.2 Экспорт энергоносителей. После десятилетнего перерыва Россия в 2002 году вернулась на второе место в мире по производству нефти и на первое место по экспорту энергоносителей. Россия экспортирует природный газ (85 млрд. кубометров в год) и нефть (160 млн.тонн в год) в страны Европы. Помимо европейского направления в настоящее время интенсивно прорабатываются схемы международных газо- и нефтепроводов, и ЛЭП для выдачи энергоресурсов и энергоносителей из Сибири и Дальнего Востока в страны Юго-Восточной Азии. Рассматриваются варианты формирования единого энергетического пространства Северо-Восточной Азии. Высокая квалификация разработчиков проектов и результаты переговоров на последних встречах представителей России, Японии, Южной Кореи и Китая дают основание предполагать большую вероятность реализации некоторых первоочередных проектов (освоение Ковыктинского месторождения и подача газа в Китай и Корею, сооружение крупной ГРЭС на юге Сахалина и передача электроэнергии в Японию, организация поставки сибирской нефти в Китай и др.). Ковыктинское газовое месторождение (Восточная Сибирь) с 2008 года будет поставлять газ в Китай и Корею. Для этого в 2005 году начнётся строительство самого протяженного газопровода Азии общей длинной 4980 км. В течение 30 лет Китай получит 600 млрд кубометров, а Корея 300 млрд. кубометров ковыктинского газа. [7,8]
Однако при знакомстве с некоторыми проектами создается впечатление, что в них недостаточно учитываются интегральные интересы регионов размещения элементов будущих энергетических мостов и крупные проекты в других сферах экономики (например, транспорте). Так, четко проглядывается отраслевой подход и к их проработке, и к оценке результатов. Это, безусловно, устраивает и страну-импортера, и компанию-продавца. Представляется, что масштабы проектов таковы, что следовало бы рассматривать не только отрасли, но и весь межотраслевой топливно-энергетический комплекс с учетом проблем формирования территориальных производственно-энергетических комплексов и всей экономики районов, в пределах которых предполагается интенсивная эксплуатация ресурсов для экспорта. Взаимосвязанное развитие первоочередных крупномасштабных объектов ТЭКа и регионов их размещения не нашло должного, по нашему мнению, отражения и в Энергетической стратегии Сибири.
2.3 Развитие региональных ресурсов. Экономически оправданным можно считать использование местных людских ресурсов для реализации различных проектов в сфере производства, торговли и транспорта. Естественно, что необходимо уделять внимание образованию местного населения и поддержанию его на уровне, отвечающем хотя бы начальным этапам реализации проектов. Социальная инфраструктура региона должна развиваться сбалансировано и способствовать эффективному использованию экономико-географического положения региона. В этих условиях возникает новая федерального значения задача. Интернационализация звеньев магистральной сети всех видов транспорта (включая трубопроводы и ЛЭП) должна быть использована для укрепления экономики как России в целом, так и отдельных ее регионов. Надо сделать так, чтобы коридоры стали не просто звеньями международной транспортной системы для пропуска транзита или экспорта природных ресурсов, а неотъемлемой частью экономики территорий, через которые они будут проложены. Причем регионы должны взять на себя обслуживание коридоров и использовать свой грузообразующий потенциал экспортно-импортных операций для повышения объема грузопотоков. Коридоры должны будут дать импульс развитию экономики регионов и облегчить условия участия их в мировой торговле. Пока должного взаимоучета прогнозов нет, и от этого могут потерять и транспортная система, и регионы. Например, в настоящее время начинаются регулярные коммерческие рейсы из Северной Америки в Азию через Северный полюс и Восточную Сибирь. С увеличением интенсивности полётов и добавлением пассажирских рейсов увеличились бы и поступления в бюджет России от «проводки» самолётов. Наибольший эффект от эксплуатации новых трасс Россия может получить только в случае создания международного класса Сибирского грузового распределительного. Однако до настоящего времени грузообразующий потенциал регионов для использования кроссполярного моста не определен, место формирования терминала не согласовано, варианты организации прямой связи грузоотправителей или грузополучателей с возможным терминалом не проработаны. Сибирь оказалась не готовой для извлечения должной отдачи от открывшейся возможности использования ресурса экономико-географического положения. Другим примером недостаточно эффективного использования экономико-географического потенциала может служить БАМ. Байкало-Амурская магистраль до сих пор не является полноценным участником международного транспортного моста “Европа – Азия”. На территории России контейнерные перевозки организованы в соответствии с международными стандартами, но мощностей порта Восточного для обработки грузов в азиатском направлении не хватает; необходимо использование портов Кореи. Завершается период проектирования железнодорожной трассы ТSR-TKR (Транс-сибирская Транс-корейская магистраль). БАМ получит нужную нагрузку, а зона БАМа – новые предпосылки развития.
Другие статьи по географии
Арктика и Антарктида
Если идти на север, никуда не
отклоняясь, вы обязательно попадете на Северный полюс. Там на полгода солнце
скрывается за горизонтом, ...
Национальный парк Самарская Лука
Национальный парк «Самарская Лука» образован постановлением Правительства
РСФСР № 161 от 28.04.84 г. на территории Самарской области, в целях сохранения
природных комплексов Самарской Луки, ...
Социалоно-экономическая характеристика Уральского экономического района
Свой выбор я остановила на Уральском экономическом
районе по следующим причинам:
- Урал издавна поражал исследователей обилием
минералов и главным своим богатством – ...