Особенности и изменение экономико-географического положения РФ
Экономико-географическое положение является стратегическим ресурсом государства, и характеризуется совокупностью географических, экономических и исторических факторов. Это динамическая характеристика, её значение меняется во времени в зависимости от перемен, происходящих в мирохозяйственной системе, уровня использования достижений в области научно-технического прогресса и других факторов. Экономико-географическое положение обладает количественными и качественными характеристиками, может быть выгодным или нет. Будучи по своей значимости национальным достоянием, оно не может принадлежать ни одному субъекту Федерации.
В основе экономико-географического положения лежит историческое развитие конкретного географического объекта. В разные исторические эпохи одно и то же физико-географическое положение может быть использовано весьма различно и может иметь совершенно разное значения. В качестве примера стран, которые эффективно используют транспортную составляющую своего экономико-географическое положения можно назвать Нидерланды, Панаму, Египет, Сингапур, Эстонию, государства Центральной Европы, а геополитическое положение – Турцию. Так, доля доходов от транзита в общем объеме экспорта Нидерландов превышает 40%, а Турция практически контролирует проход крупнотоннажных танкеров через проливы Босфор и Дарданеллы, существенно ограничивая этим экспортные возможности России.
В годы закрытой экономики СССР, особенно в период “холодной войны”, возможности использования потенциала экономико-географического положения страны были крайне ограничены. После окончания Второй мировой войны Евразийское геополитическое положение Советского Союза облегчило образование блока социалистических стран и Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Однако только после окончания периода “холодной войны” СССР получил возможность перейти к активному использованию “ресурса положения” для развития собственной экономики и встраивания в мирохозяйственную систему. Ярким примером тому в пространстве Азиатской России могут служить создание порта Восточный в бухте Врангеля на Дальнем Востоке и организация Транссибирской интермодальной транспортной системы для транзитного пропуска грузопотока между странами АТР и Европы. Объем работы системы только по контейнерам в середине 70–80-х годов превысил 100 тыс. условных единиц контейнеров в год (максимальный – в 1981 г. – 138,5). В последующее полтора десятилетия по политическим, экономическим и организационным причинам работа Транссибирской транспортной системы была нарушена, снизилась ее конкурентоспособность, и количество перевозимых контейнеров сократилось в конце 90-х годов до 14–20 тыс. условных единиц.
1. Зкономико-географическое положение РФ.
Экономико-географическое положение и границы России. Площадь территории РФ, составляет 17 млн.кв.км. РФ занимает северную и северо-восточную части материка Евразия (1/3 России – в Европе, 2/3 – в Азии). Для сравнения площади других стран: Канада – 9,98; Китай – 9,6; США – 9,4; Бразилия – 8,5 млн. кв. км. Крайняя южная точка северной широты – на границе Дагестана и Азербайджана. Крайняя восточная материковая точка – остров Ротманова в Беринговом море вблизи с границей с США (на острове Крузенштерна). Почти вся территория России расположена в Восточном полушарии. Из-за большой протяженности по долготе велика разница во времени – она составляет 10 часов (соответственно страна делится на 10 часовых поясов). В малонаселенных районах и на морях граница часовых поясов проходит по меридианам. В густонаселенных районах их проходят по административным границам субъектов федерации. Общая протяженность границ РФ – 60000 км, из них 40000 км – морские границы. Морские границы проходят в 12 морских милях (22,7 км) от берега. В 200 морских милях (370 км) от берегов островов и материка расположены границы морской экономической зоны России. В пределах этой зоны допускается судоходство любых стран, но разработка и добыча всех видов природных ресурсов, находящихся в водах, на дне и в недрах, осуществляется только Россией. проходят по водам морей Северного Ледовитого океана (Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море). Кроме части Баренцева моря все они покрыты круглый год дрейфующими льдами, поэтому плавание по морям затруднено. В пределах Северного Ледовитого океана от берегов России до Северного полюса находится наш сектор Арктики. Все острова этого сектора, кроме нескольких островов архипелага Шпицберген принадлежат нашей стране. проходят по водам Тихого океана и его морей (Берингово море, Охотское море, Японское море). Ближайшими морскими соседями являются Япония и США. Пролив Лаперуза отделяет остров Сахалин от острова Хоккайдо в Японском море (оно не замерзает, что благоприятствует морским связям России с соседями). Воды Балтийского моря соединяют Россию со Швецией, Польшей, Германией и странами Прибалтики. Северная часть Балтийского моря у некоторых берегов России замерзает, а у берегов Калининграда – нет. По Балтийскому морю осуществляется связь со многими государствами Западной Европы. морские границы проходят по водам Азовского и Черного морей, которые сoединяют Россию с Украиной, Грузией, Болгарией, Турцией, Румынией. По Черному морю идут пути в Средиземное море. Небольшие по протяженности морские границы проходят по Каспийскому морю.
Другие статьи по географии
Минеральные ресурсы
МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ -
полезные ископаемые в недрах Земли, запасы которых оценены по геологическим
данным. Месторождения полезных ископаемых распределены в земной коре
неравномерно.
Больш ...
Национальный парк Самарская Лука
Национальный парк «Самарская Лука» образован постановлением Правительства
РСФСР № 161 от 28.04.84 г. на территории Самарской области, в целях сохранения
природных комплексов Самарской Луки, ...
Шведская модель социальной экономики
Термин “Шведская модель рыночной экономики” появился относительно
недавно. После Второй Мировой войны Швеция из относительно небогатой страны
сделала резкий скачок в своём социально-экон ...