Оценка хозяйственного комплекса районов.
В районе производят также тракторы и сельскохозяйственные машины. В Люберцах выпускаются самоходные комбайны, сенокосилки, во Владимире – колесные тракторы, в Бежецке – льноуборочные машины, в Рязани и Туле – разнообразные сельскохозяйственные машины и инвентарь.
В Москве, Иванове, Кимовске (Тульская область) изготовляется оборудование для легкой промышленности, в Подольске – для швейной, в Туле – для трикотажной промышленности. В Рыбинске находится завод полиграфического оборудования.
Для машиностроительного комплекса Северо-Запада района характерна значительная территориальная концентрация. Подавляющее большинство машиностроительных заводов Северо-Запада сосредотачивается в Санкт-Петербурге и его пригородах. В МСК Северо-Запада выделяется три ветви. Одна из них включает предприятия, ориентирующиеся на высококвалифицированный труд и отличающиеся малой металлоемкостью. Это предприятия радиоэлектроники, приборостроения, электроники. Все они имеют особо благоприятные условия развития в районе.
Вторая ветвь объединяет заводы тяжелого и среднего машиностроения со значительной металлоемкостью и большими потребностями в труде, причем не только квалифицированном. К этой ветви относятся предприятия энергетического, сельскохозяйственного, полиграфического машиностроения, производящие строительно-дорожные машины и электротехнику.
Третья ветвь — металлическое судостроение, создание которого обусловлено приморским положением Северо-Запада. Судостроение тесно связано с различными машиностроительными заводами района, в первую очередь Санкт-Петербурга. Предприятия судового оборудования имеются и в городах, удаленных от моря. Они работают на основе кооперации с судостроительными и судоремонтными заводами Санкт-Петербурга.
Для ЦЧР машиностроение – важнейшая отрасль. Здесь развита электроника (Воронеж, Белгород, Липецк), производство средств связи и телерадиоаппаратуры (Воронеж), приборов (Курск, Тамбов), холодильников «Стинол», вычислительной техники (Курск). Особенность района – развитый ВПК, особенно в Воронеже.
Станкостроение развито в Воронеже, Липецке, сельскохозяйственная техника в Тамбове, Мичуринске, Курске. Экскаваторы, горно-обогатительное оборудование, кузнечно-прессовое оборудование производятся в Воронеже, химическое – в Тамбове, Моршанске, подшипники – в Курске, Тамбове. Энергетическое машиностроение представлено производством паровых котлов (Белгород), транспортное – авиационным заводом в Воронеже.
Машиностроение и металлообработка – отрасли специализации ВВЭР. Машиностроение ориентируется на привозной металл. Проблема обеспечения металлом решается за счет поставок его из Казахстана, Западной Сибири и Урала. Для района характерно авто-, судо- и станкостроение, производство дизелей, моторов, изделий радиотехники, приборов, инструмента. На общероссийский рынок регион поставляет автомобили, суда, станки, двигатели, приборы, электротехническое и электронное оборудование.
В районе выделяется транспортное машиностроение, развитию которого способствовало наличие квалифицированных кадров и научно-производственной базы. В ВВЭР возник крупнейший комплекс автомобилестроения. Горьковский автозавод в Н. Новгороде выпускает легковые и грузовые автомобили, имеет предприятия-смежники, построенные в малых и средних городах региона: моторный завод – в Заволжье, тормозных узлов – в Канаше, шинный – в Кирове, автофургонов – в Шумерле, автосамосвалов – в Саранске, в Павлове выпускают автобусы для сельской местности. Известен также Чебоксарский завод промышленных тракторов.
Одной из старейших отраслей специализации ВВЭР является судостроение, представленное ведущим предприятием страны “Красное Сормово” в Н. Новгороде, выпускающим суда на подводных крыльях, современные пассажирские теплоходы, речные ледоколы, морские железнодорожные паромы. Предприятия судостроения находятся в городах Нижегородской области.
Большое развитие в регионе получила электротехническая промышленность. Саранский завод “Электровыпрямитель” выпускает значительную часть электроламп и выпрямителей, производимых в России, в Саранске находится предприятие по производству кабельных изделий, в Чебоксарах – электроаппаратный завод.
Другие статьи по географии
Особенности изменения экономико-географического положения России
Экономико-географическое
положение (ЭГП) – это положение объектов в экономическом и социальном
пространстве относительно друг друга, а также относительно границ
(государственных, адми ...
Приэльбрусье
Каждый день по телевизору можно увидеть, что в разных
уголках нашей планеты происходят природные стихии: наводнения, ураганы,
торнадо, землетрясение. Почему они стали чаще и разрушительнее? ...
Депопуляция российского населения в конце 20 века
Депопуляция- систематическое уменьшение абсолютной
численности населения как следствие суженного воспроизводства населения, когда
последующие поколения численно меньше предыдущих, смертность ...