Топливно-энергетические проблемы Украины и пути их решения
Сегодня вся импортируемая нефть поступает в Украину по нефтепроводу из России, которая в зависимости от политической и экономической конъюнктуры может существенно влиять на цены и порядок расчетов как по своей, так и казахстанской нефти. В 1999 г. из переработанной у нас нефти (10,4 млн. т) доля украинской составила 21,7%, российской - 65,2%, казахстанской - 13,1%. Предпочтительной, с точки зрения технико-экономических показателей, является переработка более высококачественной украинской нефти. Так, например, на Лисичанском НПЗ плата за переработку составляет 11-12 дол./т, российской – 13 дол./т, а выход бензинов – 26 и 13,2% соответственно. В этой связи использование украинскими НПЗ других сортов нефти, качество которых выше, чем российской и казахстанской, - алжирской, ангольской, нигерийской, норвежской и др., - позволило бы без дополнительных инвестиций увеличить выработку дефицитных светлых нефтепродуктов.
Выбор поставщиков базируется в первую очередь на экономической целесообразности. Его возможности обусловлена различным уровнем затрат на добычу и транспорт нефти нефтедобывающих регионах и странах мира, а также неоднородностью её качественного состава. Положительный опыт в этой области накоплен во Франции, которая при годовой переработке 92 млн. т нефти импортирует 90 млн. т; в 1998 г. импорт распределился следующим образом: Ближний Восток дал 43,7% общего импорта (в 1978 г. – 78,9%), Северное море _ 32,3% (2,7%), Африка – 17,6% (14,7), другие страны - 6,4% (3,7%).
В Украине существуют объективные условия для организации альтернативных поставок нефти с Ближнего Востока, из Африки и Азербайджана. Практически не используется Одесская нефтегавань, пропускная способность которой после реконструкции увеличилась с 15 до 24 млн. т (1997 г.). Достигнутой мощности достаточно для обеспечения нефтью Одесского и Кременчугского НПЗ. Азербайджанская нефть может поступать на Херсонский НПЗ танкерами из Супсы (до 1,7 млн. т/год); для этого необходимо построить нефтепровод из Херсонской нефтегавани до НПЗ длинной 12 км, что потребует инвестиций в размере 2 млн. дол., срок строительства – 1 год. В дальнейшем Херсонская нефтегавань и НПЗ могут быть реконструированы для увеличения мощности до 6 млн. т/год. Действующая технологическая схема самого современного из украинских НПЗ – Лисичанского позволяет эффективно использовать азербайджанскую нефть с глубиной переработки 66-67%. Транспортировать её можно морем до Одесской нефтегавани, а затем по железной дороге до Лисичанска. В Украине действуют также нефтетерминалы в Крыму (Феодосия и Анкерман) мощностью 1 млн. т/год; реконструкция позволила бы увеличить их пропускную способность в 1,5 – 2 раза. Для осуществления этого проекта потребуется 10 млн. дол. Целесообразно также строительство для обеспечения собственных нужд и транзита азербайджанской нефти в Западную Европу нового Одесского терминала мощностью 12 млн. т/год (1 очередь) стоимостью 647 млн. дол.
В каждой стране развитие нефтеперерабатывающей промышленности имеет свои особенности, но общими его чертами являются повышение роли углубляющих и облагораживающих технологических процессов, экономия энергоресурсов, автоматизация производств, создание экологичных технологий. По данным Французского института нефти, в ближайшей перспективе мощности НПЗ в мире могут возрасти на 287 млн. т/год, или на 7,7%, в том числе в странах СНГ и Восточной Европы – на 42 млн. т, или на 6,6%.
Другие статьи по географии
Особенности годового хода приземной температуры воздуха в разных частях Земли
Изучению особенностей годового хода приземной температуры воздуха
в настоящее время уделяется очень большое внимание ввиду его важности и актуальности.
Прежде всего, это связано с глобальным ...
Реклама турагенства
Мы никогда не
размещаем здесь людей, у которых не было бы своего самолета.
Частный остров Муша-Кей на Багамах, купленный основателем туристической фирмы
«Самолет» Измаи ...
Демографические проблемы Китая
Китайская Народная Республика – самая многонаселенная
страна в Азии и на земном шаре. После образования КНР в стране стал
налаживаться повсеместный учет населения, и в 1953 году была проведе ...