Горы средней Азии и Казахстана
Таким образом, Памир имеет сложную гетерогенную структуру. С раннего карбона до палеогена Памир развивался как область мезозойской складчатости. К концу палеогена он был превращен в единую область сноса.
Для областей палеозойской складчатости (Тянь-Шань и др.) мезозойско-палеогеновый этап
был платформенным этапом развития, во время которого заложились основные черты современной морфоструктуры гор. В это время началось прогибание на месте таких крупных котловин, как Ферганская и Таджикская, а также более мелких (Илийской, Иссык-Кульской, Нарынской, Аксайской и др.), заполняющихся континентальными и лагунными отложениями. Уже в триасе началось глубокое опускание фундамента вдоль зоны Таласо-Ферганского разлома, разделившего Тянь-Шань на две части: северо-восточную, относительно приподнятую, где господствовал рельеф денудационных равнин, и юго-западную, относительно пониженную, значительные части которой в мелу и палеогене затапливались мелководными морями. В них отлагались гипсоносные и соленосные породы.
Таким образом, на мезозойско-палеогеновом этапе происходило дальнейшее выравнивание поверхности в областях палеозойской складчатости путем денудации складчатого основания – в одних районах и накопления морских отложений чехла – в других.
Вдоль юго-западной окраины Туранской равнины в мезозое на доюрском основании формируется прогиб, в котором в течение, юры – среднего палеогена накопились мощные (6-8 км) толщи морских карбонатных и терригенных отложений. В конце среднего палеогена (эоцена) в прогибе начинаются складкообразовательные движения. В течение эоцен-четвертичного времени на месте прогиба воздымается складчатая система Копетдага, образуются Предко-петдагский прогиб и Закаспийская впадина. Все современные структуры Копетдага сформированы альпийской складчатостью.
Сравнение орографической и тектонической схем выявляет далеко не полное совпадение орографических районов и тектонических структур. В формировании современного орографического рисунка и изменении высот в пределах гор ведущая роль принадлежит новейшим тектоническим движениям
. С ними связаны интенсивные поднятия гор. Наряду с поднятием происходило образование разломов, складок большого диаметра, вертикальные и горизонтальные смещения.
По мнению большинства исследователей, общий подъем гор начался в неогене, а максимальной интенсивности он достиг на границе неогена и четвертичного времени. Поднятие гор происходило не постепенно, а импульсами, получившими название тектонических фаз.
Воздымание гор связывают с коллизией Индийской и Евроазиатской плит. Этим обусловлена наиболее ранняя активизация новейших движений на Памире, где с начала неогена возобновляются интенсивные тектонические движения и появляются новые тенденции, сближающие Памир со Средиземноморским складчатым поясом. По направлению к северу начало новейших движений смещается на все более позднее время и в районе Северного Тянь-Шаня и Джунгарского Алатау приходится на конец плиоцена. О начале поднятий судят по увеличению крупности материала, сносимого с гор в соседние котловины (накопление валунно-галечного материала).
Суммарный размах неоген-четвертичных тектонических движений, установленный по современному положению морских палеогеновых осадков в котловинах и на вершинах хребтов, достигает 11-14 км.
О характере новейших движений можно судить по положению донеогеновой поверхности выравнивания в разных частях гор Средней Азии. Ее фрагменты сохранились на разных высотах: в окраинных частях, в низких горах – низко, в Заилийском Алатау на высоте 4000 м, в наиболее высоких хребтах Внутреннего Тянь-Шаня – 5000 м, на Памире – 6000 м и более.
Другие статьи по географии
Новые индустриальные страны Южная Корея
В последнее время в отечественной и зарубежной
литературе все чаще встречается термин “новые индустриальные страны” (НИС).
Впервые он был введен в научный оборот западными экономистами – экс ...
Автомобильный транспорт
Выбранная нами тема считается наиболее актуальной на сегодняшний день,
поскольку автомобильный транспорт самая массовая отрасль, которая давно заняла и прочно удерживает ведущие позиции ...
Общая экономико-географическая характеристика республики Сенегал
Территория: 197 тыс. км
Население: 9,7 млн чел.
Столица: Дакар
Государственный язык: французский
Форма правления: многопартийная республика
Территориальное устройство: унит ...