Экономика
В Исландии имеется много судоверфей и судоремонтных предприятий, обслуживающих рыболовный флот. Производятся также готовое платье, обувь, металлические изделия и электрооборудование, мебель и строительные материалы. Работают фабрика минеральных удобрений близ Рейкьявика и цементный завод в Акранесе. В 1979 было начато производство феррокремния (сплава железа и кремния, применяемого в черной металлургии).
Внешняя торговля.
Для внешней торговли долгое время был характерен отрицательный баланс, что объяснялось ограниченностью природных ресурсов и слабым развитием производства потребительских товаров. Однако в 1995 стоимость импорта Исландии составила 1,62 млрд. долл., а экспорта – 1,67 млрд. долл. Главные предметы импорта – нефтепродукты и автомашины, стоимость которых в 1995 составляла соответственно 146,5 млн. и 153,8 млн. долл. Другие важные предметы импорта – суда, ткани, готовая одежда, бумага, изделия химической промышленности, металлические изделия. Главные предметы экспорта – рыба и рыбопродукты, стоимость которых составляла 1,19 млрд. долл. и соответствовала 71% всей стоимости экспорта в 1995. Основными торговыми партнерами Исландии в послевоенные годы были США, СССР, Великобритания и Германия. В 1970 Исландия вступила в Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ). Поскольку политика Европейского союза по созданию общего промысла рыбы противоречит экономическим интересам Исландии, ее правительство воздерживается от участия в этой организации.
Энергетика.
Исландия обладает большими запасами гидроэнергии. Потенциальная выработка гидроэнергии оценивается в 80 млрд. кВт×ч в год. В настоящее время используется всего 6% гидроэнергоресурсов. Кроме того имеется огромный потенциал геотермической энергии, которая широко используется в коммунально-бытовом и парниковом хозяйствах. Свыше половины потребностей Исландии в энергии удовлетворялось за счет импорта нефти. Раньше нефть поступала из СССР, теперь в основном из Великобритании и Норвегии. Из общих запасов технологически доступных ресурсов только 70% целесообразно эксплуатировать по финансовым соображениям. Производство энергии в 1994 составило 5 млрд. кВт, из них на долю гидроэлектроэнергии приходилось 95%. В конце 20 в. потребление энергии в Исландии ежегодно увеличивалось в среднем на 7%. Примерно половина вырабатываемой энергии потреблялась энергоемкими отраслями промышленности. Треть энергопотребления удовлетворялась за счет импортного топлива. Даже при более высоком уровне развития энергетики страны рыбопромысловый флот останется главным потребителем импортной нефти.
Транспорт.
Автотранспорт. В Исландии нет железных дорог, но имеется разветвленная сеть автомобильных дорог общей протяженностью 12,4 тыс. км. Между многими городами и поселками налажено регулярное автобусное сообщение. Во многих семьях имеются автомобили. В 1996 в стране насчитывалось 125 тыс. автомашин, то есть по одной на каждых двух жителей.
Морской транспорт. Общее водоизмещение торговых судов 192 тыс. т. В стране действуют три крупные компании – Исландская пароходная, Государственная судоходная и Кооперативная судоходная. Пароходы и моторные суда регулярно курсируют между прибрежными городами и поселками. Поддерживается морское сообщение с США, Великобританией, Германией, Данией и Норвегией.
Воздушный транспорт. Для современной Исландии характерно бурное развитие воздушного сообщения. В стране действовали две основные авиакомпании. «Флюгфелаг Исландс» обслуживала внутренние рейсы и связывала Исландию с Великобританией, скандинавскими странами и материковой Европой. Компания «Лофтлейдир» совершала полеты в США, скандинавские страны, Великобританию и Люксембург. В 1979 обе компании слились, образовав компанию «Флюглейдир», или «Айслендэр». Имеются два международных аэропорта – Рейкьявик и Кеблавик. Последний используется совместно Исландией и США.
Банковское дело и финансы.
Денежная единица Исландии – крона, равная 100 эйрирам. После Второй мировой войны происходила постепенная девальвация кроны, что сопровождалось быстрым ростом инфляции. В 1967 после девальвации английского фунта стерлингов был установлен курс 57 крон к 1 долл. США. В 1979 курс исландской кроны сильно упал – до 352 крон к доллару. В конце 1990-х годов он стабилизировался на уровне 70 крон к доллару.
Другие статьи по географии
Народ Германии
Германия? Что же стоит за благополучием этой европейской страны? Только
ли экономико–географическое положение, благоприятное стечение обстоятельств или
это результат многовековых исканий нем ...
Перспективы развития петербургского порта
Санкт-Петербург один из
крупнейших городов России. В этом городе развиты разные отрасли промышленности,
каждая из которых влияет не только на экономику города, но и на экономику
России, поэ ...
Экономико-географическая характеристика Центрально-черноземного экономического района
Транспорт важнейшая сфера общественного производства. В системе единого народнохозяйственного комплекса страны транспорт занимает особое место. Он является одной из отраслей, формирующих инфрастр ...