Ведущие научные державы
Главная цель региональной составляющей научно-технической политики состоит в том, чтобы способствовать повышению уровня научных исследований тех территорий, которые слабы в этом отношении и потому оказываются на периферии научной кооперации в Европе, участвуя всего лишь в 5—8 процентах проектов. Основная стратегия региональной политики направлена прежде всего на усиление конкурентоспособности европейской промышленности, и поэтому главная задача — оптимизировать процесс передачи технологий от науки к промышленности через стремление к объединению усилий государственного и частного секторов, «встраивание» регионов в сети глобальной экономики и мирового научно-технического сотрудничества и т. п. Патронаж по отношению к фундаментальной науке при этом безусловно закреплен на национальном уровне.
Исследование западноевропейской науки невозможно и вне анализа образовательного контекста. Модель социального развития, ныне обозначаемая проектом «обучающейся экономики», выдвигает сферу высшего образования на первый план в социальной системе. К этой роли институт образования (по своей природе консервативный и инерционный) оказался во многом не готов. Традиционализм европейского образования на протяжении веков был залогом его устойчивости, но «традиционное обучение представляет собой скорее диффузию и трансляцию знаний, нежели их прогресс», а нынешнее поколение людей живет обычно не тем образованием, которое оно само породило, а тем, которое создала предшествующая эпоха.
В качестве основной структурной единицы академической науки выступает «идея университета» как некой колыбели научного творчества, священнодействию внутри которой студенты мешать не должны. В существующей образовательной стратегии студенты в значительной степени предоставлены сами себе и минимальным образом — опеке преподавателей. Педагогический процесс (при сложившемся в Европе к настоящему времени преимущественно бесплатном высшем образовании) фактически бесприбылен. Деньги зарабатывает наука, получая их за результаты исследований, а также за престиж вуза, который тоже в первую очередь связан с научными результатами, полученными в «именитых» стенах и получившими мировое признание. Наука столкнулась с проблемой эффективности раньше, чем высшее образование, и ныне даже фундаментальные исследования (в том числе через институт грантов) оказались вписанными в рыночную логику.
Что касается над системой «высшее образование — наука», то в ЕС он в значительно большей степени реализован по отношению к исследовательскому, а не к образовательному компоненту. Наибольшее количество университетов, участвующих в программах ЕС, приходится на Великобританию (19,7 процента), Германию (19,7) и Францию (17,6). При этом 1-е место — 37,4 процента патронажа — по степени участия в программах ЕС принадлежит университетам, основанным до 1800 года, которые имеют более высокий престиж и более высокий уровень подготовки своих сотрудников и выпускников, что выражается и в распределении финансовых ресурсов ЕС.
Вузы, и в первую очередь университеты, все активнее принимают участие и в реализации рамочных программ ЕС. Но это говорит прежде всего о том, что исследовательский потенциал университетов задействован в Европе намного более эффективно, нежели образовательный.
Другие статьи по географии
Оценка рекреационных ресурсов Владимирской области
Цель курсовой работы заключается в оценке
рекреационного потенциала во Владимирской области.
Основные задачи - дать
исчерпывающую характеристику и провести анал ...
Население земного шара
Человечество предельно неравномерно распределено по
земному пространству. Из 149 млн. кв. км земной суши хотя бы в какой-То степени
заселено и освоено около 133 млн. кв. км. Остальное — ледн ...
Народ Германии
Германия? Что же стоит за благополучием этой европейской страны? Только
ли экономико–географическое положение, благоприятное стечение обстоятельств или
это результат многовековых исканий нем ...