Современное состояние и возможности развития
Байкало-Амурская магистраль является опорным элементом инфраструктуры слабо освоенного в хозяйственном отношении и малозаселенного коридора шириной 400 км, протянувшегося на 4095 км в широтном направлении от г. Усть-Кута в Восточной Сибири до п. Ванино на Тихоокеанском побережье (общая площадь выделенной зоны 1,5 млн. км2; население 600 тыс. человек).
Сейчас рентабельность БАМ, определенная как соотношение доходной ставки к себестоимости равняется «-50%»; это означает, что ежегодно БАМ дает убыток Министерству путей сообщения (и, следовательно, государству) на сумму 0, 115 млрд. USD (в текущих ценах).
Главная причина убыточности БАМ - её недостаточная загруженность (меньше проектной в 2,5 раза) при высокой фондоемкости, которая в 4,6 раза выше среднесетевой.
Практически единственный способ сделать БАМ рентабельным - необходимо интенсифицировать хозяйственную деятельность в зоне БАМ, опираясь при этом на уникальные запасы природных ресурсов и действующую магистраль. Однако, системный кризис отечественной экономики не позволяет быстро и в необходимых объемах сконцентрировать в зоне инвестиционные ресурсы в объемах, необходимых для её интенсивного освоения.
В то же время обостряются негативные процессы в городах и поселках в зоне БАМ. Открытая безработица в отдельных регионах достигает 30%, все предприятия зоны, начиная с Комсомольска-на-Амуре и кончая Усть-Кутом, находятся в тяжелом финансовом положении; примерно треть из них являются должниками по выплатам НДС и налога на прибыль.
Если же говорить об иных издержках государства (прямых и косвенных), то сумму ежегодных дотаций необходимо увеличить, добавив к ней убытки МПС от эксплуатации нерентабельного БАМа и содержания значительной части социально-бытовой инфраструктуры зоны БАМ (0,115 млрд. USD/год), а так же затраты по действующей программе переселения из наиболее депрессивных районов зоны (0,6 млрд. USD/год).
В такой ситуации было бы целесообразным не выкачивать сначала средства из депрессивной зоны и потом их туда возвращать с лагом от 3-х месяцев до года, а просто оставлять в зоне. Ниже приводятся соображения, каким образом эту стратегию можно осуществить хотя бы частично, в рамках принятого закона «Об особой экономической зоне в районе БАМ».
Кроме того, видимо, необходимо вкладывать средства в развитие добывающих и перерабатывающих предприятий, расположенных вдоль БАМа. Пилотными среди них являются: см. Приложения
Рассматривая динамику основных показателей БАМа (см. Приложения), можно сделать следующие выводы:
· объем перевозок по БАМу в сопоставлении с Транссибом меньше на порядок и один из самых низких по сети, что требует отнести недостроенный БАМ к разряду малодеятельных дорог освоенческого типа;
· уровень себестоимости перевозок по БАМу в целом за рассматриваемый период устойчиво превышал среднесетевую себестоимость в 1,6 раза, а себестоимость перевозки по Транссибу в 1,85 раза;
· показатели рентабельности БАМа в рассматриваемом периоде носили расчетный характер и поддерживались на приемлемом уровне за счет регулирования расчетной ценой.
В такой ситуации повышение рентабельности БАМа может решаться по четырем направлениям:
· изыскание внутренних резервов снижения себестоимости;
· перераспределение прибыли с других железных дорог с учетом действующей системы финансирования объективно худших условий эксплуатации БАМа;
· перераспределение между БАМом и Транссибом перевозочной работы;
· увеличение объемов перевозочной работы посредством стимулирования различными методами индустриального освоения зоны БАМ.
По разным причинам из этих четырех направлений реальные шаги можно осуществлять лишь по двум (снижать фондоемкость и увеличивать объемы перевозочной работы) – см. Приложение.
В целом же, для развития зоны БАМ разработана специальная программа, некоторые характеристики которой даны в Приложении.
Другие статьи по географии
Пищевая промышленность Украины
На
современном этапе развития сложилось трудное экономическое положение для всего
народного хозяйства Украины и в особенности для – пищевой промышленности, так
как эта область очень зависит ...
Восточно – Сибирский экономический район
На современном этапе
экономического развития в таких странах, как США, Великобритания, Франция,
Россия и др., получила популярность «региональная наука». О возникновении и
характере р ...
Освоение человеком труднодоступных территорий земли. Горы
Издавна человека
интересовало все неизведанное и далекое. Таковыми были и остаются – горы, они
влекут своей красотой, тайнами, богатствами.
Горы полны
опасностей. Но все дальше и выше п ...