Пищевая промышленность
(включая производство напитков и табачной продукции)
По объемам продаж пищевая промышленность Германии является четвертой отраслью экономики страны. Здесь заняты около 4 млн. человек и формируется около 15% совокупной стоимости продукции, произведенной в Германии. Ожидается лишь незначительный (2%) рост выпуска продукции в 2001 году, что вызвано высокой насыщенностью европейского рынка товарами. С повышением уровня жизни европейцев устанавливаются другие приоритеты в расходовании семейного бюджета. Если в начале 70-х годов на пищевые продукты семья тратила в среднем 22% личного бюджета, то в 2000 году этот показатель составил в Германии всего 16%.
Немецкий рынок продуктов питания предельно насыщен и строго сегментирован: десять ведущих розничных торговцев продуктами питания в настоящее время охватывают более 80% рынка. Основной способ конкурентной борьбы на рынке - ценовая политика. Пассивность потребителей способствовала снижению цен на продукты питания в 1999 году на 2,7%. По нашему мнению, развитие отрасли возможно за счет внедрения инновационных товаров, завоевания новых рыночных ниш и увеличения объемов экспорта. Доля экспорта в пищевой промышленности составляет менее 16%. Столь низкий показатель в 1999 году объясняется кризисом в России и некоторых странах Восточной Европы.
Развитие экспорта отрасли чрезвычайно важно, так как демографические процессы в самой Германии способствуют сокращению спроса на продукты питания. По прогнозам немецких демографов к 2020 году население Германии составит только 79 млн. человек. Структура семейного бюджета населения подвергнется изменениям в сторону еще большего сокращения доли, расходуемой на потребление продуктов питания.
Анализируя структурные изменения потребительского спроса, необходимо отметить повышение среднего уровня потребления замороженных продуктов на душу населения (26,6 кг. в 1999 году); рост потребления минеральной воды (97,1 л.); молока (рост объемов производства 1,8%); фруктов и овощей, а также рост популярности безалкогольного пива, несмотря на то, что общее потребление пива в Германии падает: 127,5 литров в 1999 году против 138 литров в 1994 году.
В табачной промышленности наблюдается изменение структуры рынка, все большую долю которого занимают легкие сигареты (33% против 20% в начале 90-х годов). Общее потребление табачных изделий в странах ЕС снижается. Так, в 1999 году в Германии выкурено 173,3 млрд. шт. сигарет, что почти на 15% ниже уровня начала 90-х годов.
Основные внешнеэкономические партнеры Германии на рынке продуктов питания - страны ЕС, на которые приходится около 70% внешнеторгового оборота отрасли, благодаря похожим потребительским привычкам и близости европейских стран. Франция, Италия, Нидерланды - главные потребители немецкой продукции, особенно молочных продуктов, кондитерских изделий, мяса и пива. Однако, чрезвычайная насыщенность рынка ЕС позволяет нам сделать вывод о том, что в среднесрочный и долгосрочный период экспортные акценты будут смещены в пользу Центральной и Восточной Европы. Показательно в этой связи, что эти регионы приобретают все большее значение как объекты вложения ПИИ немецкими производителями продуктов.
Другие статьи по географии
Геоинформационный рынок популярных ГИС продуктов. Классификация технических и программных средств
Бурное распространение геоинформационных технологий
привело к тому, что сегодня на российском рынке действует уже более 150
организаций и фирм, распространяющих программное обеспечение ГИС-п ...
Экономико-географическая характеристика Центрально-черноземного экономического района
Транспорт важнейшая сфера общественного производства. В системе единого народнохозяйственного комплекса страны транспорт занимает особое место. Он является одной из отраслей, формирующих инфрастр ...
Общая характеристика Туниса
Тунис по площади — одна из малых стран Северной Африки. Его территория,
составляющая 164 2 тыс. кв. км по конфигурации напоминает треугольник,
вытянутый в меридиональном направлении. Северо- ...