Внешние факторы влиявшие на снижение темпов экономического роста.
Углублению кризиса способствовали и внешнеэкономические факторы. На протяжении длительного периода основой высокой конкурентоспособности японского металла было сочетание дешевой рабочей силы и высокой производительности труда. К началу 80-х годов эти преимущества фактически были утрачены. Динамично растущие Корея, Тайвань, Индия, Китай сумели обеспечить производство более дешевой металлопродукции и потеснили лидера не только на международных рынках, но и на внутреннем рынке Японии. Кроме того, реальные возможности резкого сокращения производственных затрат за счет технической модернизации были довольно ограничены и требовали огромных капитальных затрат, так как уровень многих переделов японской металлургии к тому времени был один из самых передовых в мире. Например, здесь уже в конце 70-х годов полностью ликвидировали мартеновский процесс, а удельный вес непрерывного литья превысил 90%.
Во внешней торговле с развитыми странами расширилась практика использования нетарифных барьеров и демпинговых процедур, что также способствовало сокращению японского присутствия на международных рынках металлопродукции. Особую остроту приобрели отношения с США, чей обширный рынок на протяжении длительного периода был исключительно привлекательным для японских компаний. На торговлю с Японией к началу 80-х годов приходилось около трети общей суммы внешнеторгового дефицита США, что способствовало росту в стране антияпонских настроений, активно подогреваемых профсоюзами. В 1985г. администрация США предприняла меры для укрепления позиций своих экспортеров на внешних рынках посредством контролируемого снижения курса доллара. Это привело к тяжелым последствиям для ведущих отраслей Японии, прежде всего черной металлургии. Резко повысились издержки производства, упала прибыльность, обострились трудности со сбытом. Японский экспорт стального проката в США за 1976 - 1987гг. упал почти с 6 млн. т до 1 млн. т в год.
В целом за 1976 - 1994гг. общий объем японского экспорта металлопродукции сократился более чем в 1,5 раза.
Ответная реакция японского бизнеса на изменение условий включала следующие принципиальные моменты.
Во-первых - переход от ценовой конкуренции на мировых рынках к неценовым методам конкурентной борьбы на основе высокого качества, хорошего обслуживания, предоставления кредита и рассрочки платежей, надежности поставок. Это, может быть, не защитило полностью японских экспортеров металла, но помогло бороться за сохранение определенной доли американского и европейского рынков в качестве своеобразного плацдарма потенциального расширения металлопоставок.
Во-вторых - ускорение автоматизации производства с целью снижения издержек в условиях обострения конкуренции, прежде всего с азиатскими "тиграми". Автоматизация и компьютеризация позволяют свести к минимуму живой труд как фактор стоимости, что обеспечивает повышение конкурентоспособности. Сравнительно высокий технологический уровень производства (большая доля непрерывных установок, высокая концентрация и комбинирование, унификация многих видов металлопродукции) обеспечили хорошие предпосылки для широкого использования автоматических систем контроля и управления. Эти процессы развиваются в рамках общемировой тенденции превращения информации в важнейший "общественный ресурс", использование которого формирует качественно новый уровень развития производства. В Японии сущность автоматизации осознана более глубоко, а темпы ее развития в 80-е годы были гораздо выше, чем в США и европейских странах с их сильными профсоюзами и высоким уровнем безработицы. В металлургии Японии уже к середине 80-х годов действовало около тысячи крупных систем комплексной автоматизации различного уровня - от отдельных агрегатов и цехов до единых АСУ на уровне корпорации.
В-третьих - высокие темпы интернационализации японских корпораций, что в целом совпадает с общим вектором развития мирового хозяйства. Японские металлургические компании выносят производство в страны с дешевой рабочей силой, например, в страны Юго-Восточной Азии, превращая их в своего рода "производственную базу", либо непосредственно в те страны, которым они продают продукцию. Своего рода феноменом стало, например, внедрение японских корпораций в черную металлургию США, где доля японского капитала, по некоторым оценкам, превышает 25%.
Другие статьи по географии
Описание Волго-Вятского экономического района
Состав района: Республика Мари Эл (Йошкар-Ола), Республика Мордовия (Саранск), Чувашская Республика (Чебоксары, Шупашкар), Кировская и Нижегородская области.
Территория 265,4 тыс. кв. км (1,5% террит ...
Новые индустриальные страны мира
Название моей работы: «Новые индустриальные страны мира».
Я считаю, что эта тема является одной из актуальных на
сегодняшний день.
Эти страны заняли особое место среди развитых стран ми ...
Анды
Кордильеры
или Анды (Cordilleros de Los Andes) - испанское имя огромной горной системы (от
перувианского слова Anti, медь); этим именем назывались прежде хребты близ
Кузко, но впоследствии ...