Миграционная политика стран Западной Европы
Изгнанные послевоенных лет, так называемые «беженцы республики» из ГДР и трудовые мигранты были не единственными иммигрантами в Федеративной Республике. Начиная с 50-х годов все боннские правительства разрешали въезд в страну переселенцам немецкого происхождения: до 1998 года их численность составляла в общем и целом 3,9 миллиона. Однако до середины 80-х годов эта привилегированная миграция по этническому признаку играла незначительную роль в количественном отношении, поскольку существование «железного занавеса» и административные препоны делали, как правило, невозможным выезд из восточной половины Европы. Только в конце 80-х годов (пятый этап) этнические переселенцы стали существенной составляющей иммиграционного потока в Германии. На эту фазу наложила свой отпечаток также и массовая миграция между Восточной и Западной Германией. Почти в то же время сильно увеличился приток ходатайствующих о предоставлении политического убежища. С 1988 по 1993 год свыше 1,4 миллионов человек - преимущественно из восточной половины Европы, из балканских стран и Турции - подали прошение о предоставлении им убежища. Еще 350 тысяч беженцев и районов военных действий из Боснии-Герцеговины нашли по меньшей мере временное прибежище в Германии, не проходя процедуру подачи ходатайства о предоставлении политического убежища. Без этой возможности и без преимущественного права въезда переселенцев немецкого происхождения и граждан ГДР число жаждущих получить убежище в Западной Германии было бы многократно больше.
На пятом этапе миграционной истории Германии ее миграционное сальдо непродолжительное время было даже большим, чем миграционное сальдо США. Многие склонны были уже оценивать это состояние как угрожающее и затяжное. Однако с 1992-93 года ограничительные правила существенно снизили возможность получения политического убежища (количество поданных заявлений в 1998 году - 96000) и иммиграцию переселенцев немецкого происхождения (в 1998 году - 103000), дав тем самым толчок к началу шестого этапа миграционной истории Германии после 1945 года. В 1997 году в Федеративной Республике было зафиксировано самое низкое миграционное сальдо с середины восьмидесятых годов: впервые после 1984 года миграционное сальдо для иностранцев в 1997 и 1998 годах было отрицательным (в 1997 году оно было зафиксировано на уровне -22000). Среди немцев (включая переселенцев) в 1997 году сальдо было положительным (+115000).
В 1998-1999 годах иностранное население в объединенной Германии насчитывает уже 7,4 миллиона, среди них все больше людей, которые сами иммигрантами не являются, но родились здесь в Германии как дети иностранцев. Эти 1,4 миллиона представителей «второго поколения» не имеют, согласно действующему законодательству, ни германского гражданства, ни права на то, чтобы остаться в Германии на длительный срок, если они не являются гражданами другого государства-члена ЕС.
Важнейшими легальными возможностями для временной или постоянной иммиграции в Германию являются следующие:
1. право на убежище для тех, кто подвергается политическим преследованиям, и их ближайшим родственникам, а также существующие правила по приему контингента беженцев и временный допуск жертв из районов ведения военных действий и вынужденных переселенцев;
2. право на въезд для супругов-граждан другого государства и несовершеннолетних детей (до 16 лет) проживающих в Германии иностранцев;
3. прием переселенцев поздней волны из стран СНГ;
4. право на въезд (соответственно на возвращение в любое время) для граждан Германии, проживающих в других странах;
5. право свободного передвижения и повсеместного проживания для граждан других государств-членов ЕС и Европейского экономического пространства (ЕЭП);
6. легальные возможности трудоустройства для граждан государств Центральной и Восточной Европы (работа по контракту, сезонные рабочие, новые гастарбайтеры, другие трудовые мигранты);
7. специальные правила для студентов-иностранцев и для специалистов определенных профессий (среди прочих: иностранных менеджеров, деятелей искусства, занятых репродуцированием, спортсменов, журналистов, групп войск и военного персонала союзнических государств, сотрудников международных организаций).
Не все эти возможности для въезда приводят к безвозвратной миграции. Иностранные рабочие по договору подряда, сезонные рабочие, студенты, журналисты и военные, как правило, относительно быстро покидают страну. Одновременно с тем опыт прошедших лет показал, что часть тех, чьи ходатайства о предоставлении политического убежища были отклонены, и беженцы из районов военных действий рано или поздно возвращаются к себе на родину. Сходным образом обстоит дело и с трудовыми мигрантами из стран Средиземноморья, в меньшей степени - для признанных беженцев. Во всяком случае, положительное миграционное сальдо значительно ниже ежегодно регистрируемого общего количества иммигрантов.
Другие статьи по географии
Мировое хозяйство-основные черты и проблемы развития
Мировая экономика является сложной системой, включающей
множество разнообразных элементов и основу которой образуют международное и
ограниченное рамками отдельных государств национальное про ...
Новые индустриальные страны мира
Название моей работы: «Новые индустриальные страны мира».
Я считаю, что эта тема является одной из актуальных на
сегодняшний день.
Эти страны заняли особое место среди развитых стран ми ...
Экономико-географическое положение кн. Лихтенштейн
На современной политической карте мира насчитывается около 230 стран и территорий, подавляющее большинство из которых – суверенные государства.
Бесспорно, что при таком большом числе стран возн ...