Экспорт
Продукция лесопромышленного комплекса традиционно являлась одной из значительных составляющих экспортного потенциала России. По результатам за 2001 год его объем составил около 4,4 млрд.долларов. Экспортная компонента в отечественном производстве превышает 50%. Вместе с тем, по объему экспортной выручки Россия существенно отстает от лидеров мирового рынка лесобумажной продукции.
Одной из причин отставания России от ведущих игроков на рынке продукции лесной и целлюлозно-бумажной продукции является неэффективная структура экспорта: вывозятся преимущественно круглый лес и наиболее дешевые продукты деревообработки и целлюлозно-бумажных производств. При этом удельный вес лесо- и пиломатериалов в 2001 году несколько увеличился при одновременном сужении сегмента целлюлозы.
Находясь на ведущей позиции по экспорту круглых лесоматериалов в натуральных показателях (кстати, это единственное «первое место» РФ), Россия уступает США по получаемым от данной статьи экспорта доходам. По экспорту пиломатериалов и фанеры Россия опережает лишь Германию и Францию, не относящихся к наиболее богатым лесом странам. По поставкам бумаги и картона РФ как минимум в 1,7 раза отстает от ближайшего из ведущих экспортеров (даже по доле, исчисленной по натуральным показателям).
Россия экспортирует лесобумажную продукцию более чем в 100 стран мира. По поставкам круглого леса ведущие позиции занимают Финляндия (около 30% общего объема поставок в 2000 г.), Япония и Китай (около 20% каждый) и Швеция (около 10%). Крупными импортерами пиломатериалов являются Япония и Египет (около 8,5% каждый), Великобритания и Германия (примерно по 7%). Значительная часть пиломатериалов (около 17%) поставляется в страны СНГ. Около 60% российского экспорта фанеры приходится на США (на уровне 20%), Великобританию (15%), а также Германию, Египет и Эстонию. Крупнейшим импортером целлюлозы является Китай, на долю которого приходится более 35% российского экспорта.
Начиная с 1995 г. объем экспорта России неуклонно снижался, достигнув «дна» в 1998 году. Однако кризис 1998 года, в конечном счете, оказал положительное воздействие на внешнеторговую деятельность лесопромышленного комплекса, как и в случае с другими экспортно-ориентированными отраслями: вследствие удешевления рубля валютная выручка увеличилась. Однако по исчерпании эффекта девальвации национальной волюты поставки за рубеж снова стали сокращаться. Так в 2001 г. объем экспорта упал почти на 100 млн.долл.
На сегодняшний день открытым остается вопрос о таком откровенно криминальном явлении, неотделимом от экспорта, как незаконная порубка лесов. В настоящее время браконьерство достигло масштабов, вполне сопоставимых с деятельностью крупных лесозаготовительных компаний. По оценкам, объем хищничества составляет не менее 20% от официально регистрируемой лесозаготовки. Маловероятно, что воровство в таких количествах может происходить без ведома властей на местах. Слишком уж заметен ущерб. Однако ситуация с годами только усугубляется, тем более, что со сбытом краденого пока не возникает больших проблем: контрабанда древесины, даже по самым скромным оценкам, составляет около 30% сверх объемов легального российского экспорта необработанных лесоматериалов. По отдельным свидетельствам, в сопредельных с Россией районах Китая возник целый комплекс лесоперерабатывающих предприятий, ориентированных на контрабанду, как на основной источник сырья.
Вынужденная конкуренция с нелегальным лесным бизнесом резко ограничивает возможности для развития вполне законно существующих предприятий. Без четкой и скоординированной работы правоохранительных органов и таможни переломить ситуацию невозможно.
Другие статьи по географии
Основные этапы формирования политической карты мира
Цель работы:
дополнить знания студентов о социально-экономических и исторических условиях,
которые повлияли на изменение политической карты мира. Также выделить главные
факторы, повлиявшие ...
Историко-географический анализ изменений политической карты России за прошедшее столетие
Процесс формирования и изменения
политической карты России в ХХ веке не так уж и прост, как кажется на первый
взгляд. Все дело в том, что само по себе 20 столетие настолько запутанно, что
п ...
Автомобильный транспорт
Выбранная нами тема считается наиболее актуальной на сегодняшний день,
поскольку автомобильный транспорт самая массовая отрасль, которая давно заняла и прочно удерживает ведущие позиции ...