Национальные традиции
Охота и рыбалка
Из других отраслей хозяйства среди бурят были распространены охота и рыболовство. Промысловыми являлись практически все дикие животные, обитавшие в местах расселения бурят. Много добывалось белок, горностаев, соболей. Популярными трофеями были косуля, изюбрь, лось, волк, кабан, медведь, рысь.Орудиями охотничьего промысла являлись ловушки, луки и стрелы (номо годли), самострелы, с приходом русских - огнестрельное оружие. Охота у бурят была окружена всевозможными поверьями и запретами. С древности практиковалась облавная охота "зэгэтэ аба", прежде в них участвовало несколько сотен, а то и тысяч человек.Ольхонские буряты, жившие на Байкале занимались нерпичьим промыслом. Нерпу били в основном зимой и весной на льду, ловили сетями или стреляли из ружей. Рыбу буряты ловили сплетенными из прутьев ловушками, острогой, сетью, неводами, удочками(гахуули,урга). Был распространен лов рыбы с помощью перегораживания рек. Осенью рыбу добывали во время ледостава, оглушая рыбу колотушкой
Одежда, пища, утварь
Одежда бурят изготавливалась в основном из продуктов скотоводства, обрабатывавшихся домашним способом. Из овчин шили шубы, из кожи - обувь, из шерсти - чулки и т.д. Мужчины носили халаты с округлым воротником, доходившим до пояса, меховую шапку из овчины, песца. Черно-бурой лисицы, выдры, соболя и др. Богачи носили летом халаты из бархата или шелка, который привозился из Китая. Халат украшался орнаментами, которые в разных районах были разные. Многое в одежде к началу 20в.было заимствовано у русских. Женщины также ходили в халатах, которые как и у мужчин, запахивались налево. Поверх халата они одевали безрукавку, которая в разных районах называлась сэжээбшэ, хубhайси, дэглээ. Безрукавка имела пришитую к ней сборчатую юбку. Безрукавку женщины носили постоянно. Женская одежда украшалась орнаментами, бисером, драгоценностями, монетами. Шапка(бортого и биизга малгай)шилась из ткани и меха. Из обработанной кожи, шкур, юфти, овчины и т.д. шились унты(гутал,годhон)как мужские, так и женские. Женские унты отличались лишь легкостью и изяществом. Носок украшался орнаментом. Основой питания бурят служили молочные (сагаан эдеэн)и мясные(мяхан) продукты, в меньшем количестве употреблялось мучное. Многовековое занятие скотоводством способствовало выработке многообразия молочных продуктов, которые потреблялись не только в весенний и летний периоды максимальных удоев, но и в различных видах заготовлялись на зиму. Основной пищей являлось мясо. Из него делали кровяные колбасы, позы и т.д. употребляли в чистом виде. Лакомством считалась свежая сырая баранья печенка. Из мучных продуктов был распространен зоохэй-саламат, который изготовлялся из поджаренной муки и сметаны. Любимым напитком был чай, к нему добавлялось молоко, иногда соль. Чай варили из трав, из березовых наростов-чаги, ввозили из Китая и Индии.
Широко были распространены напитки из молока(архи,hурэнгэ,аарса,тараг,кумыс). Традиционная утварь состояла из чугунных котлов, медных чайников, деревянной посуды, а также кожаных сосудов и мешков из сыромятной кожи. В мешках хранилось зерно, мука, при перевозке укладывались домашние вещи. К деревянным сосудам относились ведра(хунэг,тудхуур),кадки для приготовления простокваши, корыта, долбленые блюда, деревянные ковши, чайные чашки-тагша. С начала 20в. стала широко применяться европейская посуда.
Медведь в представлении бурят
В традиционном мировоззрении бурят особое место занимают представления о животном мире. Идеи единства всего живого, родства двух миров — людей и зверей, как известно, относятся к наиболее ранней истории человечества. Этнографы выявили в культуре бурят реликты тотемизма. Так, орел почитался бурятами как родоначальник шаманов и как сын хозяина острова Ольхон. Лебедь считалась прародительницей одного из основных этнических подразделений бурят — хори. Широкое распространение получили культы лесных зверей — волка, оленя, кабана, соболя, зайца, а также медведя.
Медведь в бурятском языке обозначается словами бабагай и гyрооhэн. Можно полагать, что наименование медведя бабагай возникло из слияния двух слов — баабай и абгай. Первое переводится как ‘отец, предок, праотец, старший брат, старшая сестра Под абгай понимается старшая сестра, жена старшего брата, старший брат. Известно, что буряты, упоминая в разговоре медведя, нередко давали ему эпитеты, относимые к близким родственникам: ‘могучий дядя, одетый в доху; дедушка в дохе; мать-отец и т.д. Поэтому, можно предположить, что термин бабагай — это не что иное, как общее определение всех живущих и умерших старших родственников. Надо заметить, что бабагай в бурятском языке имеет лишь одно значение. В языках других сибирских народов также нередко для обозначения медведя используются связанные с традиционными табуистическими традициями эвфемизмы, когда об этом лесном звере говорят как о старшем родственнике и предке. Например, хакасы медведя называли аба, ада, ага, апчах, абай, т.е. применяли термины близкого родства.
Другие статьи по географии
Описание Волго-Вятского экономического района
Состав района: Республика Мари Эл (Йошкар-Ола), Республика Мордовия (Саранск), Чувашская Республика (Чебоксары, Шупашкар), Кировская и Нижегородская области.
Территория 265,4 тыс. кв. км (1,5% террит ...
Экономико-географическая характеристика топливной промышленности Российской Федерации
Я
выбрал данную тему, потому что она является не просто актуальной, а актуальнейшей
темой на данный момент времени. Почему же она так актуальна? Да потому что
топливная промышленность являе ...
Агропромышленный комплекс Новосибирской области
Нынешняя стадия реформы в силу различных
обстоятельств (экономических, законодательных, политических) - стадия
стагнации. Тем не менее, спонтанные процессы (акционирование
сельхозпредприяти ...