Южная Корея: нелегкий путь к процветанию.
Опыт “новых индустриальных стран” (и не только их) показывает, что оптимальной формой политической надстройки становления капитализма является централизация, авторитаризация государственной власти, что и наблюдалось в Южной Корее. Пришедший к власти сразу после второй мировой войны режим Ли Сын Мана (1948 - 1960) не отличался большим демократизмом и применял на ряду с реформами жесткие репрессивные меры. Но вместе с тем правящий режим этого государства продемонстрировал понимание того, что условно можно было определить как “философию развития”, то есть осознание целостности общества как организма не подчиняющегося чисто волевому диктату.
В процессе развития правительству Корейской Республики удалось избежать ряда ошибок, допущенных многими развивающимися государствами, - переоценка роли индустриализации в ущерб сельского хозяйства, приоритет тяжелой индустрии над легкой промышленность и других. Иначе говоря, особенность экономической стратегии этой страны, по сути дела, заключается в выдерживании последовательности перехода от одной стадии экономического развития к другой, так чтобы каждый шаг на этом пути, с точки зрения накопленного капитала, подготовки инфраструктуры рабочей силы и тому подобное, подготавливал следующий.
Так в 1950 году была проведена земельная реформа, в соответствии с которой землю, ранее принадлежавшую помещикам, перераспределили между арендаторами. Реформа предусматривала приобретение с компенсацией и распределение без нее.[8] С 1945 по 1965 годы удельный вес хозяйств, владеющих землей, которую они обрабатывают, увеличился с 14 до 70%, доля аренды упала с 49 до 7%. В аграрный сектор были направлены крупные инвестиции, повышены закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию.[9] Считается, что эти меры ускорили процесс демократизации в деревне, так как практически уничтожили помещичье землевладение и способствовал в дальнейшем развитию аграрного сектора. Экономический прагматизм, способность к последовательному решению задач экономического развития характерны для всех мер, принятых в стране в 40-х – 50-х годах. Они были направлены на проведение аграрной реформы, а так же развитие сахарной, мукомольной и текстильной промышленности.
Однако попытки децентрализовать производственный капитал, включая большие промышленные предприятия, не имели большого успеха в этот период. Несомненно, причинами неудач были социально-политические проблемы, отсутствие предпринимательского опыта, неспособность платить за приобретения, недостаток сырья и электроэнергии. Главной причиной являлась неспособность правительства эффективно руководить, правильно планировать и управлять процессом децентрализации. Назначаемые правительством чиновники совершенно не стремились к нормализации положения, они лишь пытались уклониться от выполнения своих обязанностей. Хотя в 1948 году служащие государственных предприятий составляли 48% всех служащих, а обеспечение таких предприятий было лучше, последние выпускали только 35% всей промышленной продукции.[10]
После окончания войны в Сеуле при помощи США был разработан план содействия южнокорейской экономике. США предоставили в 1954 -1959 годах около 1,5 миллиарда долларов в виде субсидий и "займов развития" (займы составляли 12,4 миллиона долларов).[11] Эти деньги в основном ушли на закупку американских продовольственных и потребительских товаров, лишь небольшая часть пошла на восстановление производственной инфраструктуры промышленности и сельского хозяйства. Однако в первые послевоенные годы американская помощь способствовала сравнительно быстрому восстановлению экономики. Среднегодовые темпы прироста ВНП составили в 1954 - 1958 годах 5,2%, а обрабатывающая промышленность за эти годы удвоила свое производство.[12]
Реструктуризация народного хозяйства не могла проходить без значительной инфляции. Южнокорейское правительство уделяло огромное внимание этой проблеме, так как нестабильность цен подрывала экономику страны и вела к неустойчивости жизненного уровня, не конкурентоспособности корейских товаров и политической нестабильности.
В первой половине 50-х годов бюджетный дефицит, вызванный послевоенной реконструкцией, покрывался главным образом путем имиссии, ежегодный рост денежной массы составлял 128,2%. Рост же промышленного производства не соответствовал увеличению денежной массы, что приводило к храническому избыточному спросу. В результате оптовые цены ежегодно повышались в среднем на 167,4%.[13]
С целью увеличения государственных доходов был изменен закон о налогах: введен принцип твердой сбалансированности бюджета, путем увеличения заработной платы государственным служащим и превращения в самостоятельные доходные организации служб связи, железных дорог и государственных монополий. Комерческим банком предлагалось придерживаться "принципа кредитования по вкладам".[14]
Другие статьи по географии
Геоинформационный рынок популярных ГИС продуктов. Классификация технических и программных средств
Бурное распространение геоинформационных технологий
привело к тому, что сегодня на российском рынке действует уже более 150
организаций и фирм, распространяющих программное обеспечение ГИС-п ...
Минеральные ресурсы
МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ -
полезные ископаемые в недрах Земли, запасы которых оценены по геологическим
данным. Месторождения полезных ископаемых распределены в земной коре
неравномерно.
Больш ...
Экономико-географическое положение кн. Лихтенштейн
На современной политической карте мира насчитывается около 230 стран и территорий, подавляющее большинство из которых – суверенные государства.
Бесспорно, что при таком большом числе стран возн ...