Экономика и политика.
Еще до вступления в должность 1 декабря 1994 будущий президент Эрнесто Седильо Понсе де Леон обещал «обеспечить защиту» мелкого бизнеса, компаний средних размеров и крестьян, которые не могли конкурировать с более эффективно работающими корпорациями США и Канады.
Еще до того, как новый президент приступил к исполнению своих обещаний, он столкнулся с ситуацией экономического спада. Раздутый торговый дефицит, огромный внешний долг и увеличение денежной массы привели к обесцениванию песо. В конце декабря 1994 Седильо обнародовал планы по ограничению роста зарплат, урезанию государственных расходов и расширению участия частного капитала в экономике Мексики. Президент Клинтон разработал в начале 1995 программу выхода из кризиса; тем не менее, ВВП в течение этого года стремительно сократился на 6,2 % на фоне роста цен на 52 %. Жесткая политика Седильо улучшила состояние экономики в конце 1996, заложив основу для ее роста в 1997 (прирост 4,8 %) и 1998 (4,5 %).
Период оздоровления мексиканской экономики продолжался недолго, и вскоре цены на нефть начали падать. Хотя нефть и нефтепродукты составили в 1998 только 12 % экспортной выручки, ими подпитывалась 1/3 федерального бюджета. Дефицит в поступлениях вынудил министра финансов урезать государственные расходы трижды в течение года и существенно сократить бюджет 1999.
Более оптимистически настроенная НАФТА поощряла расширение торговли по всему континенту. Двусторонняя торговля Мексики с ее партнерами выросла на 67 % в период между 1993 (91 млрд. долл.) и 1996 (152 млрд. долл.), хотя в конце 1990-х годов дефицит платежного баланса стал увеличиваться. Несмотря на критику со стороны озлобленных националистов, Седильо продолжал осуществлять приватизацию, сосредоточив внимание на объектах телекоммуникаций, железных дорогах, портах, электростанциях и нефтехимических заводах. Валовой внутренний продукт (ВВП) Мексики в 1997 – общий выпуск товарной продукции и оказанных услуг – составил 402,5 млрд. долл. или 4184 долл. на душу населения. В 1997 промышленность составила 28,3 % ВВП, сфера услуг и торговля – 65,3 %, сельское и рыбное хозяйство – 6,1 %. Прирост объема производства мексиканской экономики ежегодно составлял в 1995 – 6,2 %, в 1996 – 5,1 %, 1997 – 7 %, в 1998 – 5,3 %.
Политическое устройство
:
Исполнительная власть
. Официально Мексика имеет федеральную форму правления. Фактически политическая власть сконцентрирована в руках национального правительства в городе Мехико. Исполнительная власть принадлежит президенту, избираемому прямым всеобщим голосованием на один шестилетний срок. Главе исполнительной власти должно быть не менее 35 лет, он должен также жить в стране в течение года, предшествующего выборам, и быть урожденным мексиканцем. Новые выборы назначаются в случае смерти президента или его неспособности исполнять свои обязанности в течение первых двух лет срока.
Президент Мексики с 2000 – Висенте Фокс Кесада. Родился в 1942, изучал менеджмент в Мехико и Гарвардском университете, затем работал в концерне «Кока-кола», где отвечал за работу в Центральной Америке, основал сельскохозяйственную фирму и собственную фабрику. В 1987 вступил в консервативную Партию национального действия. В 1988 Фокс был избран в конгресс, а в 1995 выиграл губернаторские выборы в штате Гуанахуато.
Кабинет состоит из 19 государственных управлений: внутренних дел, иностранных дел, обороны, военно-морского флота, финансов, энергетики и горной промышленности, торговли, сельского хозяйства и водных ресурсов, связи и транспорта, социального развития, образования, труда и социального обеспечения, президентского управления, аграрной реформы, здравоохранения и обеспечения, туризма, рыбного хозяйства, юстиции и главного контрольно-финансового управления.
Законодательная власть
. Конституция облекает законодательной властью двухпалатный конгресс. Нижняя палата, или палата депутатов, состоит из 500 членов. Избиратели выбирают депутатов на трехлетний срок на основе всеобщего избирательного права: один депутат от каждых 250 тыс. человек населения или для его части, которая превышает 125 тыс. человек. Из 500 депутатов 300 человек выбираются по одномандатным избирательным округам; остальные 200 человек – на основе пропорционального представительства. Верхняя палата, или сенат, состоит из 128 членов, по 4 члена от каждого штата и федерального столичного округа, избираемых прямым всеобщим голосованием на шестилетний срок, с полной ротацией его членов каждые шесть лет. Реформа 1993 предоставляет оппозиционным партиям не менее 25 % мест в сенате. Конгресс собирается ежегодно на сессию, которая проводится с 1 сентября по 31 декабря. Во время перерыва в работе парламента законодательные полномочия принадлежат постоянной комиссии, назначаемой обеими палатами. Конституция запрещает перевыборы на все государственные посты, в т.ч. в обе палаты конгресса. В 1993 была принята поправка к конституции, исключающая т.н. «пункт подчиненности», в соответствии с которым, если партия наберет 35 % голосов по всей стране, она автоматически получает большинство мест в палате депутатов. Эта поправка не позволяет ни одной из партий получить более 315 мест в нижней палате. Поправки к конституции принимаются при одобрении их не менее 325 депутатами. Следовательно, ни одна из партий сама по себе не может вносить поправки в основной закон страны. До начала 1990-х годов контроль конгресса за исполнительной властью существовал только в теории; власть президента над законодательной властью была почти абсолютной – главным образом потому, что правящая Институционно-революционная партия владела львиной долей мест в обеих палатах. Промежуточные выборы в июле 1997 лишили правящую Институционно-революционную партию (ИРП) большинства в палате депутатов, хотя за ними сохранилось большинство мест в сенате. После выборов 2000 ни одна из партий не имеет большинства в конгрессе.
Другие статьи по географии
Основные этапы формирования политической карты мира
Цель работы:
дополнить знания студентов о социально-экономических и исторических условиях,
которые повлияли на изменение политической карты мира. Также выделить главные
факторы, повлиявшие ...
Геоинформационный рынок популярных ГИС продуктов. Классификация технических и программных средств
Бурное распространение геоинформационных технологий
привело к тому, что сегодня на российском рынке действует уже более 150
организаций и фирм, распространяющих программное обеспечение ГИС-п ...
Анализ демографической ситуации Ивановской области
Общая характеристика.Численность населения. Динамика
изменений.
Анализ Ивановской
области – субъекта Российской Федерации, расположенного в центральной части
России стоит начать с общ ...