Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов.
В стране до сих пор широко ведутся научно-исследовательские работы, хотя многие ведущие ученые умы уехали за границу, где лучше условия для приложения их талантов. Английские фирмы достигли успеха в ряде отраслей, тесно связанных с достижениями науки, техники и технологии, таких как химическая и фармацевтическая. Многие иностранные компании разместили свои исследовательские лаборатории также в Великобритании. Неспособность английской экономики обеспечить быстрый рост жизненного уровня привела к тому, что в Англии зарплата квалифицированных ученых и других высокообразованных специалистов намного уступает зарплате в других передовых странах. Это стоимостное преимущество в ведущих человеческих ресурсах помогло успеху ряда английских отраслей, опирающихся на эти ресурсы (например, в консалтинге, издательском деле, рекламе, в сфере фармацевтики). Оно также привлекло значительные иностранные вложения в эти отрасли, равно как и в другие, например в ЭВМ.
Механизмы создания благоприятных факторов. В чем Великобритания имеет потери, так это не столько в качестве стартовых факторов, сколько в способности их создавать и совершенствовать. Именно здесь главное препятствие на пути совершенствования конкурентных преимуществ или даже удержания достигнутого уровня. По системе образования Великобритания серьезно отстала от всех стран, которые рассматриваются в данной книге. Путь к вершинам образования здесь ограничен так, что высшее образование оказалось доступно лишь небольшому, а главное - меньшему, чем в большинстве других передовых стран, проценту студентов. Образование для элиты имеет преимущественно гуманитарный, чисто научный профиль в ущерб более практически направленному, и в итоге многие талантливые молодые люди уклоняются от изучения таких практических дисциплин, как, например, инженерное дело. Процент студентов, изучающих технические дисциплины, ниже, чем в других передовых странах. Даже инженерные специальности в ведущих университетах рассматриваются больше с теоретической точки зрения.
Наиболее серьезной проблемой являются уровень, качество образования среднего учащегося. Английских детей обучают учителя менее квалифицированные, чем во многих других странах, они получают меньшую подготовку по математике и по общенаучным предметам, изучают их по сокращенным программам, многое опускается.
До периода М. Тэтчер упор в системе образования делался на придание ей эгалитарного, а не соревновательного характера. Требования понизились, а с ними и успеваемость. Система образования отразила и усилила в английской школе тенденции к исключению состязательности среди учащихся. Англичанам свойственно принижать свои успехи. По окончании средней школы выпускник имеет ограниченный выбор. Технические колледжи по-прежнему непрестижны, а хорошо развитой (как в Германии) системы профессионального обучения нет. Поддерживаемая государством Программа обучения молодежи, очень мало ориентированная на нужды промышленности, проблем не решает.
Результаты такой системы обучения на редкость контрастны и противоречивы. С одной стороны, есть кадры выдающихся людей, квалифицированных специалистов для профессиональных услуг - консультирования, составления программ, рекламы и т.п. Этот высший слой человеческих ресурсов хорошо обучен и недорог на рынке рабочей силы по сравнению с другими странами. Есть выдающиеся мыслители и ученые, подготавливаемые в ведущих английских университетах. Но, с другой стороны, существует серьезная проблема) стоящая перед большинством отраслей промышленности. Рабочая сила в Великобритании серьезно отстает по своему образовательному уровню и практической квалификации от рабочей силы во многих других развитых странах. Менеджеры здесь гораздо реже, чем в других передовых странах, имеют дипломы колледжей или университетов. Явно не хватает технически образованных менеджеров среди тех, кто идет работать в производственные отрасли, а среди "капитанов" промышленности техническое образование - редкость.
Большинство английских компаний не предпринимало больших усилий для организации обучения рабочей силы на своих предприятиях. Вложения со стороны промышленных фирм в обучение своих рабочих составляют значительно меньше 1% от прибылей (0,15% в 1980 г.), в то время как в Германии они составляют 2%, а в Японии !%". Уровень подготовки рабочей силы, вступающей в производство, гораздо ниже, чем в указанных странах, что изначально ставит Великобританию далеко позади. В итоге она никак не может догнать конкурентов в своих попытках повысить средний уровень подготовки трудовых ресурсов. Во многих отношениях это одна из самых фундаментальных проблем экономики страны, равно как и в США.
Великобритания делает значительные вложения в научно-исследовательские работы. Большинство их ориентированы на фундаментальные исследования и особенно на оборону. Большая часть английских государственных затрат на научные работы нацелена на оборонные программы. Так, в 1987 году на исследования для обороны правительство направило 50% средств, выделенных на науку, в сравнении с 12% в Германии, 5% в Японии и 34% во Франции. Как и в США, эта политика дала мало пользы отечественной промышленности и подчас лишала английские фирмы коммерческих возможностей получения прибылей. Государственные ассигнования на НИОКР во всех областях долгое время подвергались критике в силу хронической необходимости сокращать правительственные расходы.
Другие статьи по географии
Анализ демографической ситуации Ивановской области
Общая характеристика.Численность населения. Динамика
изменений.
Анализ Ивановской
области – субъекта Российской Федерации, расположенного в центральной части
России стоит начать с общ ...
Основные этапы формирования политической карты мира
Цель работы:
дополнить знания студентов о социально-экономических и исторических условиях,
которые повлияли на изменение политической карты мира. Также выделить главные
факторы, повлиявшие ...
Описание Волго-Вятского экономического района
Состав района: Республика Мари Эл (Йошкар-Ола), Республика Мордовия (Саранск), Чувашская Республика (Чебоксары, Шупашкар), Кировская и Нижегородская области.
Территория 265,4 тыс. кв. км (1,5% террит ...