Сочетание либерализации и протекционизма во внешнеэкономической политике
Говоря о тенденции к внешнеэкономической либерализации, особенно во внешней торговле, надо учитывать растущий противовес ей в лице нетарифных ограничений. Квотирование импорта, антидемпинговое законодательство, правила оформления и оценки импортных товаров, технические стандарты и санитарные нормы для них являются часто более эффективным барьером на пути импорта, чем таможенные пошлины. В начале 90-х гг. под них подпадало 18% ввозимых в развитые страны товаров, особенно продовольствия, текстиля и транспортных средств. В сочетании с тарифным регулированием это дает возможность осуществлять гибкие протекционистские меры по отношению к некоторым отраслям и сферам. Нельзя забывать и о том, что во всех странах, даже развитых, для иностранного капитала существуют закрытые или ограниченные для его приложения отрасли и сферы, особенно это относится к оборонной промышленности, транспорту и многим другим отраслям сферы услуг. Можно сделать вывод, что во внешнеэкономической политике даже развитых стран либерализация сочетается с протекционизмом, хотя в этом сочетании преобладает либерализация.
В развивающихся странах и государствах с переходной экономикой внешнеэкономическая либерализация началась намного позже (за исключением некоторых небольших стран, где уровень либерализации традиционно был высоким), особенно после краха модели импортозамещения. По этой причине, а также из-за желания использовать протекционистские таможенные пошлины для защиты своих неконкурентных на мировом рынке отраслей здесь уровень тарифных ставок остается выше, чем в развитых странах (в ряде случаев составляет 20—30%). Так, в России средневзвешенный .уровень тарифных ставок на импортные товары колеблется в последние годы в пределах 13—14%, в Китае в 1997 г. он составлял 17% и планируется его снизить к концу столетия до 15%.
Больше ограничений в этих двух группах стран на ввоз и особенно вывоз капитала: по данным МВФ, подобные ограничения существовали в 126 из 182 странах — членах МВФ, и это были преимущественно страны развивающиеся и с переходной экономикой. Намного ощутимее здесь государственное регулирование остальных Форм международных экономических отношений. Тем неменее и в этих двух группах стран уровень внешнеэкономической либерализации выше, чем он был несколько десятилетий назад, хотя, возможно, все еще ниже, чем в конце XIX— начале XX
вв.
Другие статьи по географии
Особенности изменения экономико-географического положения России
Экономико-географическое
положение (ЭГП) – это положение объектов в экономическом и социальном
пространстве относительно друг друга, а также относительно границ
(государственных, адми ...
Регион островов Юго-Восточной Азии (Индонезия, Сингапур, Филиппины)
Целью
курсовой работы является комплексное страноведческое исследование региона
островов Юго-Восточной Азии, в частности, стран: Сингапура, Филиппин и
Ин ...
Мировое хозяйство-основные черты и проблемы развития
Мировая экономика является сложной системой, включающей
множество разнообразных элементов и основу которой образуют международное и
ограниченное рамками отдельных государств национальное про ...