Понятие глобализации хозяйственной деятельности
Процесс превращения мирового хозяйства в единый рынок товаров, услуг, капитала, рабочей силы и знаний называется глобализацией. В сущности, это более высокая стадия интернационализации, ее дальнейшее развитие. Однако, когда мир был единым рынком (да и то за исключением регионов, проводивших политику импортозамещения) лишь для небольшого числа компаний, речь шла об интернационализации. Когда же мир становится единым рынком для десятков тысяч ТНК и к тому же все его регионы открыты для деятельности этого рынка, то можно говорить о новом явлении — глобализации.
Целью современных корпораций является не столько максимизация прибыли, сколько максимизация рынка. В противном случае конкуренты из других регионов могут вытеснить их не только с зарубежных, но и с национальных рынков, как это произошло в 90-е гг. со многими российскими компаниями, особенно по производству потребительских товаров. Мировые рынки многих товаров уже поделены транснациональными корпорациями в том смысле, что они присутствуют или доминируют в большинстве стран мира на местных рынках товаров и услуг. Таким образом, оборотной стороной политики максимизации рынка является ужесточение конкуренции между фирмами разных стран, в том числе и на их отечественных рынках. Это важное последствие глобализации, так оно приводит к закрытию или прозябанию многих национальных компаний, которые ранее могли рассматривать рынок своей страны как свою крепость, где им грозила конкуренция только со стороны других национальных фирм. Глобализация делает международную конкуренцию обычным явлением и на внутреннем рынке.
Интернационализация, перерастающая в глобализацию, превращает весь мир в поле деятельности ТНК. Однако статистика показывает, что не только национальные, но и транснациональные компании тяготеют в своей внешнеэкономической деятельности прежде всего к соседним странам. Многие из них имеют дело со всеми регионами мира, но свой и соседние регионы оказываются преобладающими в их внешнеэкономических связях. Подобная внешнеэкономическая ориентация страны на свой и соседние регионы мира называется регионализацией.
Примером может быть внешняя торговля России. В 1997 г. на другие страны — члены СНГ приходилось около 22% российского экспорта и импорта товаров, на страны Европы — около 52% и на соседние азиатские страны, прежде всего Китай, — около 8%. Таким образом, более 80% внешнеторгового оборота России приходится на соседние страны и регионы, хотя наша страна активно торгует и со многими отдаленными от нее странами мира (например, на США приходилось более 6% внешнеторгового оборота России). Другим примером может быть Европейский союз, где на взаимные капиталовложения приходится более 55% всего ввоза и вывоза капитала (если судить по прямым инвестициям).
Центральное звено глобализации хозяйственной жизни — международное производство под контролем транснациональных корпораций (ТНК), т. е. таких, которые занимаются предпринимательской деятельностью на территории более чем одной страны. ТНК существенно модифицируют как структуру мирохозяйственных связей, так и механизм функционирования национальных воспроизводственных комплексов. Все большие объемы международной торговли товарами, обмена научно-техническими знаниями, производственных кооперационных связей и миграции капитала сосредоточиваются внутри гигантских транснациональных компаний. Уровень транснационализации национальных экономик растет в послевоенные годы во многом в результате их деятельности .К ним относят хозяйственные структуры, которые включают родительские компании и их зарубежные филиалы. Родительской (материнской) называют ту компанию, которая частично или полностью контролирует активы других компаний за рубежом, для чего обычно ей нужно владеть не менее 10% их уставного капитала. Подобные фирмы называют зарубежными филиалами ТНК и подразделяют на дочерние компании (в них родительская компания владеет более 50% уставного капитала), ассоциированные (10 до 50% уставного капитала) и отделения.
В мире насчитывается свыше 20 тысяч ТНК. Из них примерно 2 тысячи наиболее крупных сосредоточили основную массу прямых инвестиций в мировом хозяйстве и получают львиную долю всей прибыли от иностранной предпринимательской деятельности. Различия в степени внедрения иностранных корпораций в хозяйство стран обусловлены как масштабами экономики разных государств, так и неодинаковым уровнем концентрации национального капитала, мощью собственных международных компаний. Немалую роль играет и государственная политика в отношении «чужих» ТНК, нередко прямо или скрыто сдерживающая их проникновение.
Другие статьи по географии
Общая экономико-географическая характеристика республики Сенегал
Территория: 197 тыс. км
Население: 9,7 млн чел.
Столица: Дакар
Государственный язык: французский
Форма правления: многопартийная республика
Территориальное устройство: унит ...
Экономическая география одной из стран зарубежной Европы. Финляндия
Визитная карточка
Площадь – 338 145 кв. Км
Население – 5,191 млн. человек (2003)
Столица – Хельсинки
Официальные языки – финский и шведский
Преобладающая религия & ...
Природно-ресурсный потенциал Ставропольского края
Экономико–географическая
оценка природных ресурсов представляет собой одну из важнейших проблем
экономической и социальной географии. Её проработке посвящены труды многих
ученых. К их чи ...