Институты международной экономической интеграции и интеграционные объединения
По оценкам Межгосударственного экономического комитета промышленный потенциал стран СНГ составляет примерно 10 % мирового, запасы основных видов природных ресурсов — около 25 %, экспортный потенциал — 4,5 %.
Приоритеты интеграционного сотрудничества: структурно-инвестиционная политика, научно-технический потенциал, машиностроение, топливно-энергетический, агропромышленный комплексы. В этих структурах в первую очередь будут создаваться финансово-промышленные группы как центры интеграции. Подсчитано, что для того чтобы страны Содружества могли экономически существенно влиять на рынки Европы и Азии, им необходимо до конца столетия увеличить свой общий товарооборот по крайней мере в 2 раза, а объем ВВП — в 1,5 раза.
Регионализация является базой для международной экономической интеграции. Этот термин означает процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе глубоких и устойчивых экономических связей между их компаниями. Примером может быть стабильно идущее весь XX
в. усиление связей американских корпораций с канадскими и мексиканскими (многие из них являются филиалами американских ТНК) или бурный рост взаимосвязей между западноевропейскими компаниями в последние десятилетия.
Из определения сути международной экономической интеграции и интеграционных объединений вытекает, что последние строятся на базе глубоких и устойчивых связей между фирмами стран-участниц. Попытки создать интеграционные объединения на базе неглубоких и неустойчивых связей между компаниями стран-участниц в большинстве случаев приводили к формальному существованию этих объединений (такова судьба большинства интеграционных группировок в Африке) или к их неустойчивому развитию (примером может быть СНГ), или же вообще к их краху (например, СЭВ, созданный прежде всего из политических целей и прекративший свое существование сразу же после распада СССР). История североамериканской интеграции демонстрирует, что юридическое оформление региональной интеграции может происходить без спешки (Американско-канадское соглашение о свободной торговле было заключено лишь в 1989 г., а затем к нему в 1992 г. присоединилась Мексика, в результате чего НАФТА в ее нынешнем размере действует с 1994 г.).
В то же время пример ЕС говорит о том, что процесс быстро развивающихся связей между компаниями соседних стран можно стимулировать, если заключать и совершенствовать интеграционные соглашения между странами-участницами не по итогам, а по ходу этого процесса.
Для
СНГ отсюда можно сделать вывод, что, не отрицая возможностей государственного регулирования экономических отношений в рамках этой хозяйственной группировки, ее активное развитие возможно прежде всего при условии активизации отношений между компаниями стран — участниц СНГ. Другим важным выводом для данного объединения является то, что в интеграционных объединениях активно могут участвовать страны разного экономического уровня. Так, соотношение объемов ВВП на душу населения по паритету покупательной способности между США и Мексикой составляет 3,9 : 1,0, а между Люксембургом и Грецией —2,6:1,0. Между Россией и Таджикистаном это соотношение в 1996 г. составляло 5,4 : 1,0 (в 1998 г. оно было намного меньше—2,6: 1,0).
Наконец, как показывает положительный опыт региональной экономической интеграции, важной предпосылкой жизнеспособности интеграционных объединений является общность или близость культур их стран-участниц.
Ощутимые ограничения сохраняются лишь при осуществлении такой формы международных экономических отношений, как международная миграция рабочей силы, так как в развитых странах были и остаются ограничения на приток рабочей силы из-за рубежа (кроме движения рабочей силы внутри ЕС).
Отмеченный путь развития регионализации является доминирующей, но не обязательной для всех случаев. Многие развивающиеся страны и государства с переходной экономикой в своих внешнеэкономических связях ориентируются на развитые страны, а не на своих соседей по региону, такие же развивающиеся или постсоциалистические страны, к тому же нередко небольшие по величине рынка. Так, во внешней торговле Африки доминирует Западная Европа (52% африканского экспорта в 1996 г.).
Подобное особенно характерно в международном движении капитала. Например, в экспорте товаров из США на другие американские страны приходится около 40%, а в экспорте прямых инвестиций — менее 1/3. Это связано с тем, что прямые инвестиции являются не только орудием сращивания экономик (как в вышеупомянутом примере взаимных капиталовложений в ЕС), но и способом проникновения на те рынки, где рост экспорта товаров и услуг сталкивается с большими трудностями (высокими пошлинами, сильной конкуренцией и т.д.). Еще более ярким примером могут быть портфельные инвестиции, ориентированные не на стратегию завоевания (удержания) зарубежных рынков, а прежде всего на доходность зарубежных ценных бумаг с поправкой на их рискованность и ликвидность: лишь 1/4 портфельных инвестиций США за рубежом размещена в остальных странах Северной и Южной Америки.
Другие статьи по географии
Экономико-географическая характеристика Центрально-черноземного экономического района
Транспорт важнейшая сфера общественного производства. В системе единого народнохозяйственного комплекса страны транспорт занимает особое место. Он является одной из отраслей, формирующих инфрастр ...
Социалоно-экономическая характеристика Уральского экономического района
Свой выбор я остановила на Уральском экономическом
районе по следующим причинам:
- Урал издавна поражал исследователей обилием
минералов и главным своим богатством – ...
Внешнеполитические и внешнеэкономические связи России
Укрепление внешнеэкономических и
внешнеполитических связей России с другими странами - важнейшая часть стратегии
развития страны в XXI веке. Это связано с тем, что ускоряющаяся процесс
глоб ...